Мемориал на территории села Мирное Симферопольского района – структурное подразделение Центрального музея Тавриды. Он открыт 8 мая 2015 года, накануне 70-летия Победы. В 2015 году первым руководителем отдела «Мемориал жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 гг. «Концлагерь «Красный» стал директор мемориала Сергей Ефимов.
18 мая 2011 года депутатами Верховного Совета Крыма было принято постановление об объявлении территории бывшего концлагеря «Красный» историческим памятником местного значения.
Советом министров Республики Крым были разработаны условия конкурса по отбору проектов исторического памятника, победителем которого стал проект архитектора Максима Пивоварчика.
Настойчивость крымских парламентариев, поддержка строительства жителями полуострова и россиянами, неравнодушными к подвигу крымчан, их финансовая помощь сделали возможным завершение строительства на этом месте мемориала. Идея создания комплекса была воплощена благодаря личному участию спикера крымского парламента Владимира Константинова.
В 2016 году Владимир Константинов выступил с инициативой закладки на одном из мест сожжения замученных и расстрелянных узников концлагеря «Красный» Сквера Памяти. Идея нашла поддержку в ходе интерактивного голосования, и благодаря средствам, пожертвованным жителями 21 региона Российской Федерации, в короткие строки было проведено его строительство. Открытие Сквера Памяти состоялось 6 мая 2016 года.
Как архитектурно-художественное сооружение его отличают оригинальное решение темы и лаконизм. Исключительно сильное эмоциональное воздействие достигается гармоничным единством с природой и христианскими ценностями, архитектурной пластикой и художественным использованием свойств природного камня.
Скульпторы: главного монумента жертвам концлагеря — Сергей Мильченко (Москва), Александр Демченко (Харьков), Василий Семенюк (Харьков); памятника погибшим детям — Сергей Никитин ( Симферополь). Авторы каменного хаоса — Дмитрий Добровольский (Харьков), Евгений Яблонский (Симферополь). Главный монумент изготовлен в Смоленске, памятный колокол отлит в Воронеже, памятник детям — в Симферополе.
Коллектив строителей мемориала и создателей его экспозиции в 2015 году стал лауреатом Государственной премии Республики Крым в номинации «Архитектура и строительство».
Площадка сквера выложена черно-серым камнем, символизирующим выжженную землю и пепел. В сквере и по его периметру высажены краснолистные клены, как символ пламени, в котором сжигали тела узников. Мемориальная инсталляция — бревна на рельсах, установленных на камнях – напоминание о варварском способе уничтожения тел замученных и расстрелянных.
На Стене Скорби Мемориала увековечено 1018 имен и фамилий жертв фашизма. Часть из них – результат исследования архивных документов, изучения Книги Памяти и Книги Скорби Крыма. Более трехсот фамилий -результат общения с родными и близкими павших. В поисковую и исследовательскую деятельность включаются студенты учебных заведений и старшеклассники крымских школ, что органично вписывается в общегосударственную политику по воспитанию гражданственности молодого поколения и сохранению исторической памяти о героическом прошлом Родины.
Мемориальная площадь начинается от главного входа. Здание музея с одной стороны и вечный огонь с другой ограничивают ее. Вход в мемориал представляет собой вертикальную стену с проемом в центре, образующим контур горящей свечи – символ «неугасимой лампады», символ памяти о невинно убиенных. У входа расположены две даты – «1941» и «1944» годы – годы существования концлагеря.
Здание музея имеет строгую форму и облицовано панелями черного дерева, как символ бараков, в которых размещались узники лагеря.
Знаки на колодцах смерти выполнены в виде четырехгранных пирамид красного цвета на черном гранитном основании. Подобные знаки из деревянных конструкций были установлены над колодцами в послевоенные годы. Пирамида, пронзенная звездой – символ патриотизма – символ вечной памяти и тех, кто нашел в себе мужество не отречься от Родины.
Экспозиция музея содержит документы и экспонаты, рассказывающие об узниках концлагеря, истории трагических мест расправ фашистов над советскими гражданами.
Скульптура-памятник жертвам концлагеря, установленная перед зданием музея, воссоздает собирательный образ узников – мужчины, женщины, партизаны, военнопленные, дети – которые изображены в расстрельной яме. Узники поднимают вверх младенца как символ надежды на то, что память о павших в фашистских застенках не будет забыта грядущими поколениями.
Вечный огонь имеет прямоугольную форму, приподнятая левая часть площадки имеет отделку тротуара и создает эффект раскрытия памятной надписи самой землей.
На территории мемориала сохранена братская могила жертвам фашистского террора, расположенная в центре мемориала памяти. По обе стороны вдоль братской могилы проходит аллея, на которой расположен «каменный хаос» символизирующий каторжный труд узников концлагеря.
Жертвами палачей стали и дети – посреди «хаоса» – фигурка ребенка, в возрасте 4-5 лет.
Аллея завершается площадкой, на которой установлен Поминальный колокол. Он закреплен на двух наклонных столбах, наружные грани столбов облицованы красным гранитом и создают эффект «вздыбленной земли». Частью мемориала является храм-часовня, имеющая строгую рубленую форму и пирамидальный купол под стиль знаков на «колодцах смерти» и существующего обелиска.