Монумент сооружён в 1905 году к 50-летию Первой обороны Севастополя, во время которой были затоплены русские парусные корабли, «чтобы заградить вход неприятельским судам на рейд и тем самым спасти Севастополь» (П. С. Нахимов). 11 сентября 1854 года поперёк фарватера, между Константиновской и Александровской батареями, были затоплены семь устаревших кораблей: фрегаты «Сизополь», «Флора», корабли «Уриил», «Три Святителя», «Силистрия», «Селафаил», «Варна». После осенне-зимних штормов, вследствие частичного разрушения этой преграды, в ноябре — декабре дополнительно были затоплены корабль «Гавриил» и корвет «Пилад». В феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи — на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды — было затоплено еще шесть судов: корабли «Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав», фрегаты «Кагул», «Мессемврия», «Мидия». 27 августа 1855 года, когда защитники оставили Южную сторону, в бухте затопили и остальной флот. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для англо-французского флота.
29 июля 1905 года в официальном сообщении о передаче монумента городу строительная комиссия обнародовала его первое название: «памятник затопления кораблей». А в следующем месяце начались переименования. 3 августа 1905 года Г. Ерошевич (Вр. и. д. Управляющего Канцелярией Великого князя Александра Михайловича) подписал документ № 3898, согласно которому: «Памятник затопления кораблей впредь именовать: „Местом заграждения Севастопольского фарватера“». В 1907 году исторический путеводитель по Севастополю опубликовал новое название монумента: «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но и оно продержалось недолго. В путеводителе по Крыму 1914 года уже упомянут «памятник затопленным кораблям». Позднее появлялись и другие варианты. Сейчас у монумента наиболее распространено название «Памятник затопленным кораблям».